Новости. Архив
30 октября - 15 мая 2016. Третьяковская галерея представляет графические шедевры, выполненные в технике ксилографии – древнейшем виде гравюры, выполняемой на дереве. Эта выставка открывает серию экспозиций, знакомящих зрителей с материалами и техниками гравюры.
Ксилография получила распространение по всему миру и существует во многих национальных вариантах. Такая популярность объясняется многообразием областей ее применения: книга, прикладное искусство, народное творчество.
Особенность этой техники – идеальная совместимость печатной формы (гравированной доски) с типографскими литерами. Их можно верстать вместе, что упрощает процесс создания художественно оформленной иллюстрированной печатной книги, а книги с картинками остаются популярны в XXI веке так же, как были в XVI.
Выставка показывает все виды и жанры ксилографии и ее изобразительные возможности – от лубочной картинки до авторской ксилографии и линогравюры, которая рассматривается как ответвление ксилографии.
Гравюра – вид искусства, где сильно ремесленное начало. Путь создания законченного произведения в гравюре – оттиска, эстампа – долгий, многоэтапный, и каждый этап открывает возможности для творчества. При всем многообразии все разновидности гравюры по дереву (или линолеуму) создаются по единому принципу.
- Создается эскиз. В рисунке автором учитывается будущее зеркальное отображение изображения.
- Выбирается основа для создания печатной формы: продольная или торцевая деревянная доска, кусок линолеума или пластика.
- Доска грунтуется, рисунок переносится на доску.
- Линии и плоскостные пятна рисунка гравируются (обрезаются) так, что они остаются на выпуклых ("высоких") участках вырезанного на печатной форме рельефа. Все, что не является рисунком, срезается ниже. Поэтому ксилографию и линогравюру еще называют техниками высокой печати.
- Валиком на доску накатывается краска.
- На поверхность доски с нанесенной краской кладется лист бумаги. Оттиск может делаться вручную, посредством притирания бумаги к доске или при помощи ручного рычажного пресса или типографского электрического пресса-станка. С одной доски могут быть сделаны несколько отпечатков. В экспозиции будут представлены листы из второго тиража напрестольного Евангелия начала XVII века, с декоративной гравированной рамкой, доска которой только в первом тираже выдержала 87 080 отпечатков.
Чтобы сделать этот процесс наглядным, в залах представлены две витрины, посвященные труду гравера и процессу создания отпечатка.
Художник выбирает печатную графику, чтобы тиражировать собственный рисунок и сделать его известным широкой публике, напечатав в книге, журнале или отдельными оттисками. Для этого он должен обратиться к граверу-профессионалу или гравировать сам. На протяжении четырех столетий преобладало разделение труда: художник создавал оригинал (картину, рисунок), а гравер-репродукционист воспроизводил его.
В начале XX века, одновременно с тем, что возникли более простые и дешевые способы репродуцирования (фотомеханические), многих художников стал привлекать сам процесс – диалог с материалом, умение его подчинить, выявить и использовать его специфические возможности. Появилось поколение молодых мастеров, живо интересовавшихся проблемами формы в искусстве, чутких к выявлению специфических качеств художественных материалов. Значительную роль сыграла педагогическая деятельность двух выдающихся мастеров ксилографии и педагогов.
В конце XIX века это был В.В. Матэ, преподававший в Центральном училище технического рисования (училище барона А.Л. Штиглица) и в Императорской Академии художеств в Петербурге. В Москве в начале ХХ века в искусство пришел В.А. Фаворский – выдающийся мастер деревянной гравюры и искусства книги и теоретик, преподававший во Вхутемасе, имевший множество учеников и последователей.
В 1920-х годах возник социальный запрос на дешевую массовую книгу, что стало благодатной почвой для расцвета книжной иллюстрации и художественного оформления книги.
Сегодня мощную школу граверов, сформировавшуюся в России в XX веке, продолжают развивать современные авторы, творчество которых представлено на выставке.
Необычно большое для выставок графики количество представленных экспонатов – около 500 – проиллюстрирует основные этапы развития гравюры на дереве, покажет изменение ее технических приемов и художественного языка, познакомит с различными видами и жанрами ксилографии.