Новости. Архив

сен 15, 2017

На XXXIX Российском Антикварном Салоне, в рамках специального некоммерческого проекта будут представлены каминные часы с античными образами из частных коллекций Москвы. Выставка рассказывает о старинных часах с бронзовой пластикой XVIII-XIX вв., в которой воплощены образы и сюжеты античной истории и мифологии. Символично, что вечное наследие античности проявилось в оформлении часов, приборов времени, отсчитывающих мгновения Вечности. И как здесь не вспомнить строки В. Брюсова: «Пусть боги смотрят безучастно на скорбь земли: их вечен век. Но только страстное прекрасно в тебе, мгновенный человек!». «Страстные», проникнутые сильным чувством, образы античности стали источником вдохновения художников, скульпторов, бронзовщиков, сумевших передать их одухотворенность и выразительность в художественной бронзе.

 

Особенно в этом преуспели французские мастера XVIII-XIX вв., законодатели стиля, создавшие непревзойденные образцы для подражаний в других странах Западной Европы и России.

Основную часть экспозиции составляют французские каминные часы с фигурами золоченой и патинированной бронзы, часто в сочетании с белым и красным мрамором, которые входят в «элитный» ряд предметов коллекционирования.

Представлены часы, выполненные по моделям прославленных французских бронзовщиков Клода Галля, Пьера-Филиппа Томира, Жана-Андре Рейша, придавших декоративной бронзе статус высокого пластического искусства.

Выставлено трое подписных часов с бронзовой пластикой Клода Галля. Произведения дают возможность проследить декоративные приемы, почерк мастера, как, например, виртуозно воплощенный в декоре золоченой бронзы мотив стекающей воды в часах «Венера».

Представляет интерес линия шведских часов в стиле ампир, выполненных по моделям Клода Галля и его сына Жерара-Жана Галля – «Амур на шаре» и «Клятва Горациев», последние созданы по мотивам одноименной картины художника Наполеона Бонапарта Ж.-Л. Давида, ставшей манифестом классицизма.

Взаимодействие французской и шведской культур наметившееся в конце XVIII века, было подкреплено дальнейшим ходом истории, избранием на шведский престол в 1818 году бывшего маршала Наполеона, Жана-Батиста Бернадота (1763-1844).

Каминные часы с бронзовой пластикой, подписанные шведскими часовщиками на циферблатах, все чаще встречаются на российском антикварном рынке и вызывают интерес коллекционеров.

Экспозиция выстроена по тематическим разделам, отражающим образы и смыслы художественных композиций часов – Античные боги и бессмертные герои, музы; тема смерти и бессмертия, тщеты человеческой жизни; цикличности Времени; аллегорические образы нравственных императивов (Истина, Добродетель, Дружба, Любовь); исторические личности античного периода.

Например, философские вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия раскрываются в аллегорических композициях с образами Амура, Венеры и Психеи.

Поразительна своим художественным совершенством композиция часов с фигурой Психеи, персонификацией человеческой Души, коронующей Любовь в образе Амура, который является центральной фигурой этого раздела. Трактовка Амура (Эроса - бога любви) многогранна. Он один из четырех космогонических первоначал наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Всевластная мировая сила, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых. Амур - властитель Времени.

Необычайно трогательны и художественно выразительны часы, созданные по модели П.-Ф. Томира с фигуркой маленького Амура, несущего на плече часовой механизм. Амур, уносящий или крадущий Время - образ остановившегося Времени, один из самых популярных образов искусства классицизма.

Привлекательны часы с композицией на тему цикличности времени, ритма сезонов с фигурой богини Цереры, символе вечного круга – возрождения и умирания, традиционно включаемой в оформление приборов времени. Часы выполнены по модели талантливого парижского бронзовщика Ж.-А. Рейша, занимавшегося разработкой только часовых моделей.

Творческую манеру мастера раскрывают еще одни часы его дизайна – «Колесница Телемака». Одиссей и его сын Телемак - герои произведений греческого поэта Гомера «Илиады» и «Одиссеи», в которых были заложены эстетические начала античного искусства, продолжившиеся в искусстве неоклассицизма, ампира и романтизма. На выставке представлен ряд часов с образами героев произведений Гомера, а также с образом самого автора, раскрывающих тему общечеловеческих законов бытия, нравственности.

Тема астрономических наблюдений, распространенная в оформлении приборов времени с ХVII в. и получившая новое звучание в конце ХVIII – начале ХIХ вв., отражена представленными часами с фигурой музы Астрономии – Урании с ее непременными атрибутами – небесным глобусом и циркулем.

Не менее популярными в период ампира и романтизма были часы с фигурой Орфея, воплотившего собой могущество Любви и победу над Смертью, давшего название целому философскому течению орфизм.

С появлением сословия буржуазии в конце XVIII в. привлекается образ бога Меркурия, ставшего отражением мира торговли и получившего распространение в оформлении каминных часов первой трети XIX в.

В период позднего ампира и романтизма (1815-1830-е гг.) создаются композиции каминных часов с образами исторических персон античности, символизирующих военную отвагу, героизм и общегосударственные добродетели.

Представлены часы с образами греческого императора А. Македонского, главного кумира Наполеона I, римского полководца Мария, сидящего на развалинах Карфагена, как символическое выражение размышлений о смысле человеческой жизни, превратностях судьбы, крушении надежд, и др.

Экспонаты позволяют проследить изменения в часовой механике и эволюцию художественных стилей в оформлении часов как предметов прикладного искусства – от неоклассицизма или стиля Людовика XVI, время моды на часы золоченой бронзы с белым мрамором, к величественному ампиру, рожденному империей Наполеона Бонапарта и повлиявшего на художественные вкусы художников и скульпторов всего мира.

Экспонаты предоставлены московскими антикварными салонами «На Патриарших»; Серебряный ряд» и частным коллекционером И.П. Степановым.

Куратор экспозиции - Мельникова О.Н., ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель коллекции часов отдела металла; канд.ист.наук; эксперт МК РФ

Вернуться в начало страницы